ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ   

 Патриотическое воспитание дошкольников признается       сейчас одной из главных целей в системе российского     образования. Стало очевидным, что большинство   современных молодых людей не имеют четких ориентиров   в жизни, почти не задумываются о нравственных и   моральных принципах, не уважают историю своей Родины   и мало заботятся о ее настоящем.

 Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы   воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине,     нужно начинать с самого детства.

Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.  

Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.

Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи. Об этом замечательно говорил академик Д.С.Лихачев: «…без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати – поле».

Методика работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности. «Взращивание» культурной личности ребенка происходит постепенно: начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом, – пониманием и желанием участвовать самому.

Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основано большинство методических разработок, которые используются в детских дошкольных учреждениях.

Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны. 

Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:

  • Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).
  • Прогулка по окрестностям.
  • Экскурсия в местный краеведческий музей.
  • Посещение памятных мест.
  • Встреча с ветеранами войны и труда.
  • Чтение рассказов о защитниках Родины.
  • Беседа в виде вопросов и ответов.
  • Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
  • Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
  • Тематический фольклорный утренник.
  • Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.           

Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия.

Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании.  В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы. И пусть наши дети научатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной.

Федеральные документы по патриотическому воспитанию

Конституция РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании»

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся»

Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Россйиской Федерации на период до 2030 года»

Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945‑Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403‑Р «Об утверждении основ государсвенной молодежной политики РФ на период до 2025 года»

 
 
 
 
 

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада.

 Вторая младшая группа "Теремок"         

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 Вторая младшая группа  "Гномики" 

 

 

 

 

 

 

 

 Вторая младшая группа "Звездочки"

 

 

 

 

 

 

 

  Средняя группа "Чебурашка"

 

 

 

 

 

 

 

 Средняя группа "Птенчики"

 

 

 

 

 

 

 

 Средняя группа "Сказка"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Старшая группа "Искорки"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Старшая группа "Веселые ребята"

 

 

 

 

 

 

 

 

  Старшая группа "Радуга"

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовительная группа "Солнышко"

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовительная группа "Ладушки"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

                                                                                     К. Паустовский.