Материально- техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

МКДОУ « Детский сад №64»

 Сведения об условиях питания:

     - пищеблок- 43,2 кв.м.

 Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:

 МКДОУ «Детский сад № 64» оснащен оптоволоконными линиями связи, скорость выхода в Интернет 4 Мбит/сек.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

CПРАВКА О МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МКДОУ "ДЕТСКИЙ САД №64"

Доступная среда

     "Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.

Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"

В.В. Путин.

Что значит доступная среда


Доступность объектов и услуг ("безбарьерная среда") – это возможность посещения мест, зданий и помещений, возможность получения услуг, пользования приспособлениями для всех: и для обычных людей и для маломобильных граждан, в том числе инвалидов разных категорий.

Существует устойчивый стереотип, что доступная среда создается только для инвалидов, но, тем не менее, к маломобильному населению относятся также беременные женщины, родители с детскими колясками и маленькими детьми, временно маломобильные и пожилые люди, велосипедисты. Получается, что практически каждый человек проходит в своей жизни циклы, связанные с маломобильностью. Поэтому с полным основанием можно говорить о том, что доступная среда является потребностью каждого человека и всего населения в целом.
 

Понятие «безбарьерная среда» характеризует определенную социальную среду, в которой созданы благоприятные условия для жизнедеятельности всех членов общества. Здравоохранение, транспорт, связь, образование, культура — все это должно быть доступно всем.

Формирование безбарьерной среды невозможно без участливой социальной политики в отношении незащищенных или слабо защищенных социальных слоев (будь то инвалиды или граждане пожилого возраста). В реализации такой политики должны участвовать федеральные и региональные государственные структуры: Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Формирование безбарьерной среды можно ускорить за счет достижений инженерной и научной мысли. А именно — за счет внедрения соответствующих прикладных технологий в социальную практику.

О том как реализуется государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" вы можете подробно посмотреть на портале -
 "Жить вместе"                                                                                

Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 09.11.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"

Доступная среда в МКДОУ "Детский сад № 64"


Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

*Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Согласно образовательной политике Российской Федерации, особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.»

 

На данный момент  в МКДОУ « Детский сад № 64» - 21 ребенок со статусом ОВЗ (дети с ТНР).

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть  речевые нарушения, влияющие на становление психики. Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), то есть имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как самостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант ОНР).

Для детей с ТНР реализуется адаптированная основная образовательная программа. На основании заключений ПМПК, для детей со статусом ОВЗ требуются коррекционные занятия с учителем-логопедом. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога.

В групповые помещения входят:

  • раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды),
  • групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи),
  • спальня,
  • буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды),
  • туалетная (совмещенная с умывальной).

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие маты. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Групповые помещения оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН и оснащены материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Оборудование групповых помещений позволяет организовать общение и совместную деятельность детей и взрослых.

 

 

Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДОО, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ имеет подвижные изменяющиеся, трансформирующиеся границы. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

- закономерности психического развития;

- показатели здоровья дошкольников;

- психолого-физиологические особенности;

- уровень общего развития;

- коммуникативные особенности и речевое развитие;

- эмоциональное благополучие.


При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

  2. Принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

  3. Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

  4. Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

  5. Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

  6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

  7. Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В МКДОУ оборудованы рабочие места учителя-логопеда и педагога-психолога.

 
Музыкальный зал в МКДОУ предназначен для для решений задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Зал оснащен современным оборудованием: интерактивный комплекс, синтезатор, акустическая система; учебно-методическими материалами: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МКДОУ имеется  спортивный зал; участки для прогулок оснащены функциональным и спортивным оборудованием,

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей,в том числе с детей с ОВЗ., формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В МКДОУ "Детский сад № 64" имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги.  Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

 

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников  в соответствии с их возрастными особенностями.  

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации 

Территория МКДОУ « Детский сад №64» соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.

-главный вход в здание МКДОУ  имеет безбарьерный въезд;

-на входе  имеется пандус для инвалидов-колясочников;

-ширина дверных проемов входа в детский сад позволяет свободный вход инвалидов-колясочников, имеется знак доступности;

-на всех дверях основного здания и внутри имеются маркеры для слабовидящих, в том числе контрастно маркированы дверные проемы;

-имеются выделенные стоянки для автотранспортных средств инвалидов;

-имеются вывески со шрифтом брайля на контрастном фоне;

-сменные кресла-коляски отсутствуют;

-имеются звукоусилители для массовых мероприятий;

В МКДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия питания

В МКДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующей МКДОУ «Детский сад №64».

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов осуществляется администрацией МКДОУ «Детский сад №64».

Специальные условия охраны здоровья

Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МКДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика и гимнастика после сна с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).

Обеспечение медицинской службы

Детский сад обслуживает медицинская сестра и врач-педиатр (на основании договора с МБУЗ "Детская городская поликлиника № 1 города Нальчик").

Медицинский персонал несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МКДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,

приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации МКДОУ. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ.

Информационная база МКДОУ «Детский сад № 64»

МКДОУ оснащено : локальной сетью, электронной почтой, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт учреждения. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МКДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг связи с интернет-провайдером "Рос-Телеком". Интернет используется для следующих целей:

- информационной поддержки и создания творческих работ педагогов и воспитанников МКДОУ «Детский сад №64».

  • работы с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;

  • поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;

  • самообразования педагогов МКДОУ;

  • участия в онлайн-коференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МКДОУ;

  • просмотров познавательно-образовательных программ для воспитанников (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в практике МКДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Педагоги МКДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.

Общежитие и интернатные группы в структуре МКДОУ «Детский сад №64» не предусмотрены.